12 февраля 2020 года всем российским девятиклассникам предстоит пройти итоговое собеседование. Его ввели совсем недавно, в прошлом году, для того, чтобы оценить, как у подростков развита устная речь. И у родителей школьников этот экзамен все ещё вызывает немало вопросов. Разбираемся вместе!
Что спрашивают?
Главное, что надо знать о собеседовании - это то, что оно не является самостоятельным экзаменом в полном смысле этого слова. Собеседование служит допуском к сдаче ГИА -чтобы летом приступить к экзаменам, надо пройти его и получить зачет. Схема та же, что и с итоговым сочинение в 11 классе.
В итоговом собеседовании школьнику надо выполнить всего 4 задания. В первом задании надо просто прочитать вслух текст с карточки, которую даст экзаменатор. Второе задание нужно пересказать этот текста (своими словами, а не вызубрить за пару минут!). В третьем задании нужно высказаться на предложенную тему. В последнее, четвертое задание - это диалог с экзаменатором.
- Все тексты, которые даются ученикам - это рассказы об известных людях, гражданах нашей страны, - рассказывает Ирина Цыбулько, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку. - Мы постарались сделать их максимально интересными, чтобы детям после экзамена захотелось поискать об этих людях информацию и почитать побольше.
Как проходит?
Само собеседование длится всего 15 минут. Детям-инвалидам и ученикам с ограниченными возможностями здоровья времени дают больше, 30 минут. И по опыту прошлого года, этого времени более, чем достаточно.
Сперва экзаменатор дает ученику карточку с текстом. У ребёнка есть две минуты, чтобы пробежаться по нему, и две минуты на то, чтобы прочитать его вслух с выражением.
На подготовку ко второму заданию дается ещё две минуты, на сам пересказ - три. Поэтому лучше сразу запоминать основные подробности и цифры, чтобы пересказ не вышел слишком куцым. В конце текста приводится фраза, которую также надо обязательно вставить в пересказ.
Третье задание - это монолог. Экзаменатор предложит три темы на выбор. Первая тема - это описание, например, картинки или события. Вторая тема - это повествование, где надо рассказать о каком-то собственном (или чужом, или вообще придуманном) опыте. Третья тема - это рассуждение. У подростка есть минута на то, чтобы выбрать одну из тем и подумать, что он хочет рассказать. На ответ дается три минуты.
Последнее задание, диалог, подготовки не требует. Экзаменатор задаст несколько вопросов, в основном, по теме монолога или текста, на которые нужно дать развернутые ответы. Это задание займет ещё три минуты.
Все вопросы и ответы на собеседовании записываются, поэтому в случае спорных ситуаций конфликтная комиссия сможет поднять эти записи и изучить их.
Как оценивают?
Максимум за все собеседование можно получить 20 баллов. Чтобы получить зачет, достаточно набрать 10 очков. В целом, это задача достаточно простая. Однако, в прошлом году почти 70 тысяч девятиклассников не справились с ней с первого раза.
Собеседование оценивается по двум основным линиям - это соблюдение критериев задания и норм языка.
За первые два задания можно набрать 11 баллов. По одному баллу начисляется за выразительность чтения и за выбор подходящего темпа чтения. Два балла дается, если при пересказе ребёнок упомянул все микротемы из текста. Ещё по баллу ставится за отсутствие фактических ошибок, уместное включение цитаты в пересказ и точно цитирование. Ещё четыре балла ставятся за грамотность речи - допускается не более трех речевых ошибок, и в одном месте можно ошибиться с ударением. Искажений слов и речевых ошибок быть не должно.
Вторые два задания принесут ещё 9 баллов. В монологе нужно произнести не меньше 10 фраз, не допуская при этом ошибок (1 балл). Учитывать нужно и речевую ситуацию (те самые типы заданий - описание, повествование, рассуждение), а также постараться сделать свое высказывание связных и логичным - за это начисляется ещё по 1 баллу. Диалог оценивается на два балла, которые даются за развернутые ответы по существу. Четыре очка можно набрать за грамотность и правильную речь - она должна быть разнообразной, допускается не больше трех речевых ошибок и две орфоэпические.
Как готовиться?
Помимо повторения правил русского языка, важно обращать внимание на детали и сами задания. Без них даже самый грамотный ответ может лишиться баллов.
Так, при чтении вслух нужно обращать внимание на ударения в словах и правильное произношение числительных. Запятые и другие знаки препинания в тексте тоже ставятся не просто так - при чтении нужно делать соответствующие интонационные паузы. А в пересказе нужно постараться запомнить все микротемы и цитату.
Монолог должен быть достаточно долгим. Стоит потренироваться дома говорить связно в течение трех минут, чтобы понять, как это на самом деле много. Сам монолог лучше на начинать с места в карьер, а произнести одну-две вводные фразы, что-то в духе "Я бы хотел рассказать о...". То же самое и с концовкой - нужна какая-то завершающая фраза.
В диалоге важно давать развернутые ответы, а не ограничиваться скомканными "Да" и "Нет". Все экзаменаторы получают установку на дружелюбное общение с детьми, так что они, конечно, попытаются разговорить собеседников. Но вытягивать из молчунов слова клещами они не будут.
Что будет, если не сдашь?
Для тех, кто не справился с собеседованием с первого раза, будут назначены ещё две пересдачи - 11 марта и 18 мая. Если ребёнок и с этим не справился, то к выпускным экзаменам его не допустят. А вот это уже серьезная проблема: без ГИА выпускнику не выдадут аттестат об общем образовании, которое у нас обязательно для всех по закону. И так как минимум 9 классов должен закончить любой россиянин, придется оставаться на второй год. Без такого аттестата ребёнка не возьмут ни в один колледж, ну а про вуз тем более придется забыть.
Комментарий эксперта
- Не надо бояться собеседования! - уверена Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений. - Это самая естественная форма экзамена, ведь ребёнок общается и со своими сверстниками, и в семье. Собеседование не требует усиленной подготовки - оно лишь проверяет те компетенции, которые принципиальны для нашей дальнейшей жизни. Мы все должны слышать, что нас спрашивают и уметь отвечать на поставленные вопросы, уметь делиться своими впечатлениями и пересказывать не только книги, но и какие-то бытовые тексты. И дети с этими заданиями справляются очень и очень неплохо.
ИСТОЧНИК KP.RU