На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Комсомольская правда

102 851 подписчик

«Трем сестрам» вернули их паспортный возраст

Если после Константина Сергеевича Станиславского до наших дней дожила только «Синяя птица», то единственный сохранившийся репертуарный спектакль второго отца-основателя МХАТа Владимира Ивановича Немировича-Данченко - как раз «Три сестры» 1940-го года рождения. Пережив несколько восстановлений, реконструкций, обновлений этот спектакль до сих пор не сходит со сцены.

Вот несколько причин, почему его надо смотреть обязательно.

«Три сестры» Немировича-Данченко считается величайшим спектаклем советского МХАТа. Не без его влияния выросла вся «оттепельная режиссура» 1960-х, включая Олега Ефремова, Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова, Галину Волчек... Каждый из них так или иначе находился под впечатлением этой постановки.

Именно «Три сестры» в 1940-м году вернули в театр Чехова, снова сделали его актуальным, современным автором.

После революции и вплоть до 40-ых прошлого века пьесы Чехова были вычеркнуты из сценической жизни, как это ни странно. Удивительней всего, что именно Немирович-Данченко весной 1924 года в письме в Государственный ученый совет предложил исключить все чеховские пьесы из репертуара Художественного театра как «неприемлемые для нашей современности», а в 1925 году так вообще призывал в советской печати освободиться «из плена Чехова».

Но спустя 15 лет одумался и сам же воротил на сцену Антона Павловича-драматурга. Вместе с его «Тремя сестрами» в театр вернулась атмосфера дореволюционной России, ностальгия по дворянским усадьбами.

Декорация из четвертого действия спектакля - это классический русский усадебный стиль начала-середины XIX века. На премьеру в МХАТ в 1940-м году пришли зрители, помнившие страну до 1917 года. На спектакли они испытали ностальгические переживания по идеальному прошлому, по стране, которую потеряли. Это особенно остро чувствовалось в контексте сталинского террора 1937-1938 годов и ощущении скорого начала войны. Вторая мировая уже вовсю шла в Европе. На поклонах публика устроила овацию и рыдала, вспоминая дореволюционную жизнь, как идиллию, утраченный рай.

Выдающиеся декорации к спектаклю выполнил художник-сценограф Владимир Дмитриева. На сцене - березы в полный рост. Интерьеры и ландшафты русской усадьбы ХIХ века. За 80 лет костюмы и декорации обветшали. Сейчас они восстановлены практически в исходном виде.

В спектакле сохранились уникальные мизансцены Немировича-Данченко. За многие десятилетия накапливался субъективный актерский опыт, который уводил в сторону и менял рисунок игры. К счастью, нашлись монтажные книги, архивные партитуры спектакля (в них точно описаны и даны указания, каким должен быть свет, шум, музыка, передвижение актеров), благодаря которым удалось достоверно восстановить спектакль.

В реконструированных «Трех сестрах» впервые в этой мхатовской постановке сестер Прозоровых будут играть актрисы, по возрасту соответствующие героиням пьесы.

В спектакле 1940-го года были заняты актрисы, значительно старшего возраста. Среднюю сестру Машу играла Алла Тарасова, которой было уже 42 года. Ольгу - Клавдия Еланская, ровесница Тарасовой. 35-летняя Ангелина Степанова играла младшую сестру 18-летнюю Ирину... В новом спектакле МХАТ им.Горького Ирина будет играть студентка 1-го курса театрального института.

- Мы в прошлых реконструкциях имели возможность напрямую общаться с людьми, которые видели тот спектакль Немировича-Данченко и имели к нему отношение, - говорит режиссер реконструкции Валентин Клементьев. - Сегодня это поколение практически ушло, для молодежи «Три сестры» 1940 года - спектакль-легенда.

Кстати, реконструкция «Трех сестер» выходит в год 160-летия со дня рождения Антона Чехова, 120-летия его знаменитой пьесы и 80-летия легендарной постановки.

ИСТОЧНИК KP.RU

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх