На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Комсомольская правда

102 851 подписчик

Не стало автора романов об ужасах советской армии

Ему было 48 лет. Его называли одним из самых мрачных российских писателей. Как сказал один критик, книги его были не книгами, а «остолбеневшим ужасом бытия». В последние годы жизни Павлов практически ничего не писал. Но читатели не сказать что любили, но помнили его «Карагандинские девятины», страшный, вымороченный роман, получивший в 2002 году премию «Русский Букер». В Карагандинской больнице зарезан начмед со странной фамилией Институтов, а обвиненного в этом убийстве солдатика Алешу Холмогорова - замучают и замордуют.

В начале двухтысячных удивить армейскими кошмарами было трудно, но у Павлова это получилось. Он сам служил в Узбекистане и в Северном Казахстане, в охране лагерей. С описания потрясающей безысходности происходящего началась его литературная карьера. Букеровскому роману предшествовали еще две армейские истории, написанные им, еще очень молодым, двадцатилетним - «Казенная сказка» и «Дело Матюшина».

При жизни Павлова критики бранили его за очернение армейской действительности, за ненависть к интеллигенции, за «черноземную правду». В день его смерти критики написали: проза Павлова была лучшим, что было написано о службе в позднесоветской армии.

Казалось, что он вообще ничего не придумывает. За это и был ругаем. Читатели, желающие погрузиться в уютненький мир, отскакивали от его книг, как ошпаренные, и потом долго изливали свои недоумения на форумах: «Он пишет так, как есть. В чем писательское мастерство?».

Как возмущался один из читателей его «Дневника больничного охранника»:

«Лифтёры бухают, бомж спит в лифте, санитарки воруют друг у друга помидоры и колбасу. А в это время кто-то там выздоравливает или умирает. Какая скука!»

Звучали упреки и в том, что книги Павлова слишком страшные, без тени улыбки. И даже те, кто сумели дочитать тяжелую прозу и вынести из нее нечто больше, чем только недоумение по поводу стиля и подачи, признавали: «Этот писатель никогда не станет мне другом».

А ему и не нужно было быть ничьим другом. После смерти Павлова некоторые жаждущие славы и популярности "черноземные" писатели заявляют о своей глубокой дружбе, особой близости творчества, переписке и прочем и прочем, у Павлова не было особенных задушевных друзей. Как сказал однажды, «Одиночество - это моя работа, моя жизнь».

Внук чекиста (Павлов постоянно обращался к этой теме), отказался от привычного сценария жизни. После школы ушел на самое дно - работал грузчиком, среди «пропащих людей», которые «не жили, а как будто сводили счеты с жизнью». Признавался, что эти сильные и ненужные люди были интереснее и понятнее ему, чем сокурсники по Литинституту, куда он поступил потом.

Эти грузчики и станут героями книг. Не супергерои и не антигерои, а обычные люди, терпящие боль. Отсюда и главная мысль его творчества: ужас нашего времени заключается в том, что боятся не трусы, а храбрые.

Как заметила Татьяна Бек в одном из лучших интервью с Павловым - ослабленное чувство сюжета мало кому сходило с рук. А ему, Олегу Павлову, почему-то это позволялось. Это ослабленное чувство сюжета было не от «неумения рассказывать истории». Такой брутальный, такой жесткий, такой правдивый Павлов начинал как поэт, оставался поэтом и прозу свою, за исключением автобиографической книги «В безбожном переулке» считал не «историческим документом», а мифотоворчеством.

Отсюда и получалось, что вдруг из такого непритязательного, такого частного, такого " как есть" вдруг вырастало общечеловеческое.

Он признался однажды, что для него, маленького мальчика, смерть никогда не была чем-то далеким, призрачным, полуявленным". "Осознание, что есть смерть, начиналось с детской тревоги о матери", пишет он, казалось бы, только о себе, но получается, что совсем не только...

А еще удивительно, что такого мрачного и правдивого себя называл наследником творчества одного из самых светлых писателей - Юрия Коваля. «Просто у Коваля удивление перед жизнью превращается в смех, а у меня - в гротеск».

От любимого писателя он уяснил: когда становится очень - очень страшно - надо уйти в путешествие, как путешествуют веселые и странные герои Коваля.

Так ушел и сам.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх